Сегодня мы поговорим о том, какие бывают стратегии компаний и какова их специфика. Каждая компания имеет свою уникальную стратегию. Любая даже самая сложная стратегия вытекает из набора простых стратегий. Попробуем систематизировать и описать эти простые стратегии.
Стратегии роста
Многие фирмы в процессе деятельности и своего развития растут - увеличивают объемы производимой продукции и прибыль. Рост может быть обеспечен разными путями. Пути (стратегии) роста могут быть следующими:
-
Увеличение доли рынка. Случай, когда компания заключает сделки с большим количеством заказчиков (или на большие деньги) по сравнению с прошлым периодом, и тем самым увеличивает свою долю в конкретном рынке, повышая количество производимой продукции и выручку.
-
Проникновение на новый рынок. Компания приходит на новые рынки (новые географические рынки, или новые отрасли, ниши) и за счет этого обеспечивается рост.
-
Приобретения других компаний, поглощения. Приобретая или поглощая другую фирму и ее активы, компания также растет.
-
Диверсификация. Диверсификация означает разработку нового товара и выход с ним на старые или новые рынки. В этом случае компания осваивает новые для себя компетенции и технологии.
Стратегии конкурентного преимущества
Чтобы компания могла расти, она должна иметь какое-то устойчивое конкурентное преимущество, выгодно отличающее её от других, и привлекать с его помощью покупателей и клиентов.
- Стратегия минимизации затрат. Предполагает уменьшение издержек (затрат) до уровня ниже среднего по отрасли. Тогда последующее за этим снижение цены на товар приведёт к увеличению количества покупок, что скажется и на доле, и на выручке компании.
- Стратегия дифференциации. Эта стратегия предполагает расширение и улучшение ассортимента и потребительских свойств товара (товаров) или услуги с целью наиболее полного удовлетворения потребностей заказчиков. Также это улучшение качества товара, сопутствующих услуг, сервиса и т.д. Все эти фишки интересны покупателям и они приобретают больше данного товара.
- Нишевая стратегия. Компании придерживаются данной стратегии с целю удержания небольшой целевой аудитории. Сконцентрировавшись на потребностях узкого сегмента рынка, компании часто удаётся выигрывать и в цене и в потребительских характеристиках у крупных конкурентов. Для крупных игроков этот сегмент неинтересен ввиду маленького объёма, для мелких компаний это может быть основой бизнеса.
Стратегии сокращения
Стратегии сокращения — стратегии вынужденные, их используют когда дела идут не очень хорошо. Тем не менее эта стратегия позволяет избежать еще больших неблагоприятных сценариев и выйти из ситуации с наименьшими потерями, а то и извлечь выгоду из критической ситуации.
- Стратегия «Сбор урожая» предполагает снятие всех основных усилий и затрат на данном направлении. Усилия направляются лишь на то, чтобы всё распродать и извлечь последнею выгоду и прежних активов.
- Стратегия частичной ликвидации предполагает отказ от определённых групп товаров или производства.
- Стратегия полной ликвидации предполагает полный отказ от бизнес-единицы, её продажа или банкротство.
Функциональные стратегии
Предприятие традиционно рассматривается как некая система, состоящая из отдельных компонентов, осуществляющих ту или иную функцию. Эти компоненты или подразделения называются по-разному: отдел маркетинга, отдел кадров, отдел производства, финансовый отдел и т. д. Для того чтобы разработанная стратегия работала на всех компонентах компании, необходимо учитывать отдельные функциональные стратегии, которые бы дополняли и развивали общую стратегию предприятия в своей части. Поэтому при разработке общей стратегии фирмы как правило нужно разрабатывать отдельные функциональные стратегии: производственные, маркетинговые, финансовые, кадровые и т. д.
Стратегии в зависимости от стадии развития рынка
Успех любой компании зависит не только от собственных действий, но и от состояния рынка, в котором компания работает. Рынок или отрасль, так же как и любая компания, проходит стадии развития. При выборе стратегии необходимо учитывать состояние рынка или отрасли, ключевые показатели и факторы в данный момент сложившиеся. Таким образом можно выделить несколько стратегий с этой точки зрения.
- Стратегии на стадии зарождения и роста рынка. Даная стадия характеризуется бурным ростом спроса и дефицитом предложения. Барьеры вхождения новых компаний невысоки, однако присутствуют высокие риски и неопределённость. На растущем рынке можно экспериментировать и использовать практически любую стратегию.
- Стратегии на стадии зрелости рынка. На этой стадии рынок сформирован. Ведётся конкурентная борьба за зрелого потребителя. Необходимо использовать стратегии расширения и поиск новых возможностей. Если компании необходимо совершить рывок, то нужно выбирать стратегию на развитие инновационного продукта. И также в этот, относительно спокойный, период время заняться реализацией стратегии совершенствования.
- Стратегии на стадии спада рынка. Ситуация в отрасли обратная росту: сокращение спроса, обострение конкуренции в краткосрочной перспективе, повышенные требования к качеству товара или услуги. Данное состояние отрасли заставляет менять стратегию или сокращать присутствие в данном рынке используя вышеописанные стратегии сокращения вплоть до ухода с рынка.
Стратегии поведения в отношении конкурентов
На любом рынке можно придерживаться определённой стратегии в отношении конкурентов.
- Стратегия компании-лидера. Стратегия, которую занимают компании с прочной позицией на рынке, выраженной через высокие показатели выручки, доли рынка, инновационности.
- Стратегия компании, бросающей вызов лидеру. Данные компании предпринимают активные действия, инвестируют, рискуют уже имея неплохие позиции. За счёт своих активных действий они претендуют на то, чтобы лидера сместить с олимпа.
- Стратегия компании-последователя. Данные компании с лидером не борются, а, наоборот, используют преимущества сотрудничества с ним.
- Стратегия компании, «занимающей своё место». Эти организации вовсе не озабочены конкурентной борьбой и избегают её, имея сложившийся каким-то образом канал продаж. А также они не питают каких-либо серьёзных амбиций.
Стратегии атаки на конкурентов
Если компания проводит активную политику в отношении конкурентов, то это значит что она, выражаясь военным языком, атакует конкурентов, и может использовать следующие типы атак (стратегии атак):
- Фронтальная атака (атака в лоб). Удар по сильным сторонам конкурента. Используется, когда атакующая компания уверена в своей победе, имеет значительное превосходство сил и трактует рыночную ситуацию в свою пользу.
- Фланговая атака. Удар наносится по слабым сторонам конкурента. Пример слабых сторон: отсутствие представительства в регионе, неиспользуемый канал сбыта, отсутствие в товаре атакуемого важного потребительского качества, и т. д.
- Атака с тыла. Удар наносится в тыл противника в область: технологий, человеческих ресурсов, по скрытым или обеспечивающим лидерство областям.
- Партизанская атака. Удар наносится внезапно, малой кровью, заставая атакуемого врасплох.
Таким образом, уважаемый читатель, я попытался систематизировать и описать простые стратегии, которыми, в той или иной степени, пользуется любая фирма.